Фотографии художника Б.В. Зворыкина


Фотографии художника Б.В. Зворыкина

Эта публикация является дополнением к моей публикации «Сказочный художник Борис Васильевич Зворыкин» [1], календарно датированной 12.05.2013 г. В ней была сделана ссылка на один из источников [2], где сопоставлялось творчество и судьба двух выдающихся русских художников – иллюстраторов Зворыкина Б. В. и Билибина И. Я. и отмечалось: «Портрет Билибина работы Б.М. Кустодиева находится в Третьяковке. Зворыкин не оставил после себя не то что портрета - даже фотографии».

Я был согласен с данным утверждением, но чтобы как то восполнить этот пробел, и всё же узнать, как внешне выглядел Б.В. Зворыкин, пытался найти какую-нибудь, пусть не персональную, а групповую фотографию, где бы был заснят среди других и Б.В. Зворыкин. И вот среди фотографий, содержащихся в журнале «Искры» № 47 за 1912 год обнаружил групповую фотография членов Московского общества охоты на торжественном собрании по случаю 50-летнего юбилея общества (Илл. 1)

Илл. 1. Торжественное заседание в день юбилея Московского общества охоты.
26 ноября 1912 года.

Борис Васильевич Зворыкин, занимавший в то время пост директора Московского общества охоты, несомненно должен был быть среди участников этого торжественного собрания, запечатленных на фотографии. Чтобы идентифицировать его из всех сфотографированных, то есть установить, кто из них конкретно Зворыкин, я построил целую цепочку логических рассуждений, и мне казалось, что удалось определить его.

Но вот в декабре прошлого 2013 года на сайте история в фотографиях...foto-history.livejournal.com›4521210.html под заголовком «Из истории Московского общества охоты имени императора Александра II» (см. [3]) активным участником livejournal, выступающим под ником kazagrandy, были размещены фотографии и иллюстрации еще того старого дореволюционного времени, посвященные празднованию юбилея Московского общества охоты в 1912 году [3]. Среди иллюстраций приведена и страница из специально изданного к 50-летию Московского общества охоты юбилейного альбома, составителем и художником-оформителем которого был Б.В. Зворыкин. Эта страница из альбома показана на Илл.2.

Илл. 2. Страница из "Альбома в память пятидесятилетнего юбилея Московского общества охоты имени императора Александра II: 1862-1912."(М., 1912).

Как видите на данной странице помещена и фотография Б.В. Зворыкина, собственноручно, как художником оформителем, выбранная им для созданного альбома. Так что приведенное выше утверждение, содержащееся в [2], о том, что «Зворыкин не оставил после себя даже фотографии», оказалось не верным. Теперь уже совершенно ясно: оставил, оказывается, он фотографию (причем такую, какую он сам посчитал нужным) с расчетом на дальнейшее, для будущего - ведь такие документы ,как созданный им альбом, живут долго.

Неверным оказалось и мое предположение по идентификации Б.В. Зворыкина на групповой фотографии членов Московского общества охоты во время торжественного заседания в день юбилея общества. В цепочке моих логических рассуждений по решению этой задачи оказалось одно слабое звено: я не учел того, что на все такого рода юбилейные мероприятия всегда - и прежде, и теперь - обычно приглашают, как говорится, «для полного счастья» ещё и какого-нибудь «свадебного генерала» из высокопоставленных персон. Не составил исключения и юбилей Московского общества охоты. Если обратиться снова к юбилейной фотографии (Илл.1), то можно заключить, что человек, сидящий в центре в первом нижнем ряду как раз и есть тот «свадебный генерал».

То, что это так, видно и по позе, и по выражению лица сидящего справа от него князя Юсупова Ф.Ф., графа Сумарокова – Эльстона, который, очевидно, как-то заинтересован в этом человеке, и в то же время хочет явно показать, что он с ним «на одной ноге».

Об этом же, но уже с другой, противоположной стороны, свидетельствует также и поза, и выражение лица сидящего слева от «свадебного генерала» Зворыкина Б.В., (а то, что это именно он, более детально будет рассмотрено далее). В отличие от Юсупова Ф.Ф., Зворыкин Б.В. прекрасно осознает, что хотя и довелось ему сидеть рядом с сановником, этим «свадебным генералом», но они с ним «птицы далеко не одинакового полета», однако он в нем нисколько и не заинтересован. Все это явно выражено и в позе, и в выражении лица Б.В. Зворыкина.

Может возникнуть вопрос: кто же был этим «свадебным генералом» ? Предположительно это известный российский государственный и политический деятель Трепов А.Ф., звезда которого ярко сияла в то время на политическом небосклоне царской России. Он пользовался тогда особым расположением царя Николая II, царицы и царского двора. И, скорее всего, пригласил этого высокопоставленного петербуржца в качестве почетного гостя на юбилейное торжество московских охотников по случаю 50-летия их охотничьего общества князь Юсупов Ф.Ф..Он же, наверно, и определил ему место при фотографировании - в самом центре и рядом с собой.

Точно сказать, что это был именно Трепов А.Ф., - нельзя, поскольку персональной фотографии того именно времени, которую можно было бы использовать для сопоставления, не обнаружено. Однако имеются его фотографии более раннего [Илл. 3 б)] и несколько позднего периода [Илл. 3 в)]. Сопоставление этих фотографий с человеком, находящемся в центре на групповой фотографии участников юбилейного торжественного заседания Московского общества охоты, - а для удобства сопоставления фрагмент групповой фотографии с этим человеком отдельно выделен и в увеличенном масштабе показан на Илл.3.а).- с высокой вероятностью позволяет утверждать, что это одно и то же лицо.

      

а)                                        б)                                        в)

Илл.3 Фотографии Трепова А.Ф.: а) предполагаемая, снимок 26 ноября 1912 года; б) снимок более раннего, чем 1912 год, времени; в)снимок несколько более позднего, чем 1912 год, периода.

Почему я так детально останавливаюсь на всем этом? Да потому что моя ошибочное предположение о том, что человек, находящийся в центре на групповой фотографии участников юбилейного торжественного заседания Московского общества охоты, есть никто иной, как Б.В. Зворыкин, с моей «легкой» (разумеется в кавычках) руки начинает тиражироваться и далее (см., например, [6]) даже после опубликования бесспорно подлинной, а не предполагаемой фотографии Б.В. Зворыкина. Поэтому создавшееся положение требует исправления.

На самой же упоминаемой групповой фотографии (Илл. 1) Б.В. Зворыкин –это тот, кто сидит слева от Трепова А.Ф. (или человека, похожего на Трепова А.Ф.). На это показывает и нижеприведенное сопоставление с фотографией Зворыкина Б.В. из юбилейного альбома.

Опять же для удобства такого сопоставления отдельно выделены с увеличением масштаба необходимый фрагмент из указываемой групповой фотографии [Илл. 4а)], а также фрагмент с фотографией Б.В. Зворыкина на странице юбилейного альбома [Илл. 4б)]. Кроме того, учитывая то, что фотография Зворыкина в юбилейном альбоме тонирована в коричневый цвет, (что делалось тогда, как правило, с использованием сепии), а современная компьютерная техника позволяет получить из тонированных сепией старых фотографий более четкие черно белые фотографии, для сопоставления здесь использована фотография Зворыкина и в черно белом виде [Илл. 4в)].

          

а)                                        б)                                        в)

Илл.4 Фотографии Зворыкина Б.В.:

а) выделенная из группового снимка на юбилейном заседании Московского общества охоты 26 ноября 1912 года;
б) из юбилейного альбома в честь 50-летия Московского общества охоты;
в) предыдущая фотография [Илл. 4б)], представленная в черно-белом цвете

По сопоставляемым фотографиям видно, что, хотя на групповой и персональной фотографиях съемка произведена с различающимися ракурсами в повороте головы фотографируемого, что несколько осложняет сопоставление, на них несомненно заснят один и тот же человек.

Конечно, на фотографии для юбилейного альбома Зворыкин заснят более молодым, чем на фотографии 26 ноября 1912 года, на которой уже видны некоторые неизбежные возрастные изменения, проявившиеся на его лице; да и усы у него раньше были другой формы.

Но относительно усов, здесь можно заметить следующее: во – первых, усы были тогда в большой моде, как видно на групповой фотографии 26 ноября 1912 года (Илл.1), а, во – вторых, самым последним «криком моды» в то время была форма усов с закрученными кончиками, что также видно на той же групповой фотографии. Очевидно, что Б.В. Зворыкин был большим приверженцем моды, чем и можно объяснить изменение им формы своих усов.

Вот такая получается история с фотографиями Б.В. Зворыкина.

А интерес к его творчеству, к его жизни не иссякает. Появляются всё новые публикации, связанные с созданными им книжными иллюстрациями и другими его художественными творениями, копии которых хорошего качества, как правило, приводятся в публикациях.

Особенно надо отметить высокое качество копий в публикациях Галереи RARUSS (RARUS'S GALLERY Fine Books,Prints,Photographs & Icons).

На сайте Галереи RARUSS в последнее время были размещены публикации, посвященные уже ставшим раритетными таким книжным произведениям с художественным оформлением Б.В.Зворыкина, как Феодоровский Государев Собор в Царском Селе. Вып. А (единственный): Пещерный храм во имя преподобного Серафима Саровского чудотворца. (издание Феодоровского государева собора, Москва Товарищество Скоропечатни А.А. Левинсон, 1916.) [4] и Летописный и Лицевой Изборник Дома Романовых. [В 2-х выпусках]. (Издание С.С. Ермолаева под общей редакцией князя М.С. Путятина, художественный отдел под редакцией С.И. Вашкова. Москва, товарищество скоропечатни А.А. Левенсон, 1913) [5].

Были размещены на этом же сайте ещё две публикации, связанные с иллюстрированием Б.В. Зворыкиным двух сказок. Одна из них это публикация по сказке о медведице. (Текст А.С. Пушкина. Рис. Б. Зворыкина) [6], другая – по так же иллюстрированной Зворыкиным сказке про Марью Моревну [7].

И вот в этих-то публикациях обнаружился следующий казус.

Когда я стал читать первую из указанных публикаций, то почувствовал, как А.С. Пушкин в свое время, что мне «что-то слышится родное». Действительно, вначале я натолкнулся на заставку с моего авторского сайта zvorykins.ru, которая представляет собой оригинальную фотографию создателя электронного телевидения Владимира Козьмича Зворыкина. Данная фотография помещена абсолютно без каких-либо пояснений в текст указываемой публикации, размещенной на сайте Галереи RARUSS.

Дальше - больше: читаю в той же публикации: «И, забегая вперед, отметим, что о близкой дружбе С.Н. Абрикосова и Б.В. Зворыкина говорит то, что именно С.Н. Абрикосов был крестным отцом сына Б.В. Зворыкина Василия. А в крестные отцы выбираются обычно самые близкие и надежные друзья. Любимой темой Б.В. Зворыкина были сказки А.С Пушкина. Среди них есть одна, которая по своей стилистике отличается от других сказок Пушкина, - небольшая чудная (с ударением на «у») «Сказка о медведихе». В 1915 году издательство «Т-во А.И. Абрикосова сыновей» выпустило эту сказку отдельной книжкой, назвав её почему-то «Сказкой о медведице», а не о «медведихе», как у А.С. Пушкина».

Да это же слово в слово из текста моей публикации о Б.В. Зворыкине [1], где по ходу текста у меня есть следующие две фразы:

   1). «И, забегая вперед, отметим, что о близкой дружбе С.Н. Абрикосова и Б.В. Зворыкина говорит то, что именно С.Н. Абрикосов был крестным отцом сына Б.В. Зворыкина Василия, о котором речь еще впереди. А в крестные отцы выбираются обычно самые близкие и надежные друзья»;

   2). «Но, конечно, любимой темой Б.В. Зворыкина остаются сказки А.С Пушкина. Среди них есть одна, которая по своей стилистике отличается от других сказок Пушкина, - небольшая чудная (с ударением на «у» - Н.З.) «Сказка о медведихе». В 1915 году издательство «Т-во А.И. Абрикосова сыновей» выпустило эту сказку отдельной книжкой, назвав её почему-то «Сказкой о медведице», а не о «медведихе», как у А.С. Пушкина».

Написаны, правда, у меня эти фразы не одна за другой, а в различных частях текста моей публикации, что диктуется содержательным смыслом её изложения. Но это не меняет сути обнаруженного при чтении публикации [6] Галереи RARUSS. Суть же в том, что тут совершено прямое заимствование текста из моей публикации, причем без каких-либо ссылок на неё и без закавычивания, как это полагается при заимствовании текста.

Я понял. что меня «пощипали» (от слова щипач – вор-карманник) слегка, но поскольку только «слегка», не придал этому большого значения и стал читать вторую из указанных выше публикаций Галереи RARUSS, то есть публикацию [7]. Прочитав её, я готов был закричать на весь Интернет: «Держите вора!!!» И вор этот не кто иной, а Галерея RARUSS. (Кстати на её сайте помещено предостережение «raruss2011@gmail.com RARUS'S GALLERY Все права защищены», располагаемое после каждой публикации. То есть свои права она свято блюдет, а на нарушения чужих прав ей, оказывается, наплевать).

Так что же конкретно сотворила эта компания?

Да просто бесцеремонно украла текст с чужого (т.е. моего) сайта и без каких – то там ссылок поместила на свой сайт, выдав его под своей маркой за собственный.

Действительно, смотрите сами.

Вот выдержка из публикации «Сказка про Марью Моревну. Рисунки Б.В. Зворыкина.» [7], размещенной на сайте галереи RARUSS:

«Непосредственно же «путевку в жизнь» Зворыкину Б.В., как книжному оформителю и художнику так называемых малых форм, дал И.О. Аванцо. И сопричастно к этому Московское общество охоты, в котором Борис Зворыкин был не последний человек.
Аванцо, Иван Осипович - личность, весьма примечательная. Итальянский предприниматель, он развивал в России свое дело по продаже картин художников и графиков, по изданию их работ, а также по продаже принадлежностей для рисования. Магазины Аванцо стали культовым местом для начинающих живописцев - только там можно было купить и качественные краски и все прочие принадлежности для художника. О качестве продаваемого в магазинах Аванцо свидетельствует то, что он имел высший коммерческий статус для того времени - Поставщик Двора Его Императорского Величества. Многие известные художники продавали свои картины через магазины Аванцо, либо писали их по его заказам. Торговый дом Аванцо организовывал издание прекрасных печатных художественных альбомов, иллюстрированных книг, первых изобразительных открыток к Императорскому двору. Планка по уровню качества печати всего этого была очень высокой, поскольку первыми образцами служили привезенные из Франции и Италии , где печатное дело было более развитое. Оригиналами служили специально заказываемые, тщательно исполненные акварели.
Печатание производилось по большей части за границей. Как издатель, Аванцо (его Торговый дом) приобретал авторское право (обычно исключительное, но не всегда) у автора (художника) на издание его произведения и организовывал его воспроизведение и распространение. Аванцо активно поддерживал художников; он, например, являлся меценатом таких известных наших живописцев как Суриков, Шишкин и других, не менее знаменитых. Но особое покровительство, особое участие он принял в художественной судьбе своего собрата по охоте, члена Московского общества охоты и его активного участника Б.В. Зворыкина. Надо сказать, что охота была особой страстью Аванцо, как и охотничьи собаки. Сохранилась фотография Аванцо, заснятого на охоте.

Охотники на глухарином току. Крайний слева И.О. Аванцо. 1890-е годы.

Юбилейный банкет Московского общества охоты в 1912 году

А вот коллективная (или групповая) фотография юбилейного банкета Московского общества охоты в честь своего пятидесятилетия:

Страница журнала «Искры» № 47 от 7 декабря 1912 года

Можно полагать, что Б.В. Зворыкин, бывший в то время директором Правления этого общества, по своему статусу должен занимать на этой фотографии место в центре на переднем плане. Скорее всего, так и есть. Но в центре-то, за столом сидят сразу два человека - один напротив другого; и кто из них Зворыкин - не указывается. Остается только гадать, но скорее всего - тот, что справа. Попробуем разобраться, кто же сфотографирован на переднем плане. В этом нам очень поможет статья присутствовавшего на юбилейных торжествах известного охотоведа, кинолога (специалиста по гончим), искусствоведа и литературного критика Н.П. Пахомова. Статья называется «Вой материка. История». Вот отдельные выдержки из этой статьи:

«Это было в 1912 году. В тот год старейшее Московское общество охоты справляло свой пятидесятилетний юбилей. Юбилейной программой предусматривался целый ряд торжественных мероприятий... По окончании всех этих мероприятий должен был состояться в Русском охотничьем клубе подписной товарищеский ужин. Ко всем этим затеям были изданы юбилейные роскошные программы и пригласительные билеты вплоть до меню юбилейного ужина... Сначала состоялась торжественная часть вечера ... затем гости были приглашены в огромный зал, в котором был сервирован ужин. Столы были составлены покоем, в виде буквы «П», верхнюю часть которой занимали директора общества во главе со своим председателем - князем Ф.Ф. Юсуповым, графом Сумароковым - Эльстон. Князь, владелец сказочных богатств, ...представлял собою фигуру ординарного человека, неумного, скорее даже тупого. Таким он и изображен на известном портрете выдающегося русского художника В.А. Серова, умевшего безжалостно раскрыть внутреннее содержание своих моделей... Хотя из истории мне хорошо известно, что местничество было отменено еще при царе Алексее Михайловиче, однако традиция относиться к людям, учитывая их чины, ордена и богатство, дожила до самой Великой Октябрьской социалистической революции, и посему мне досталось одно из последних мест, в конце стола, оканчивающего собою одну из ножек буквы «П». На кувертах были разложены карточки с надписанными фамилиями участников, и таким образом охотничье начальство, в лице правления, позаботилось, чтобы «Табель о рангах» был соблюден во всей своей неприкосновенности».

Воспользовавшись наводкой Н.П. Пахомова, разберемся, кто же из «охотничьего начальства» сидят на переднем плане на верхней фотографии. Узнаваемой фигурой здесь является князь Юсупов Ф.Ф., граф Сумароков- Эльстон. Его портрет, о котором упоминает Н.П. Пахомов, приведен ниже:

Князь Юсупов Ф.Ф.,
худ. Серов В.А., 1903 г.

Ясно, что председатель правления охотничьего общества, князь Юсупов Ф.Ф., как номинально фигура номер один в охотничьем начальстве общества, должен находиться среди сфотографированных на переднем плане в центре. Он там (ну, или почти там) и находится. Рядом же с ним, и тоже в центре (тут уж прямо в центре), должен находиться реальный «охотничий начальник», директор правления общества охоты. Им же был Б.В. Зворыкин (несмотря на то, что с детства был значительно глуховат, но это не мешало ему занимать такой значительный пост). Значит в первом ряду в центре, по левую руку от Юсупова, сидит именно Зворыкин Б.В., а справа от него - его заместители, или, как они назывались тогда, - товарищи директора общества. Но сейчас они нас не интересуют, как и остальные из запечатленных на снимке участников торжественного заседания общества охоты. Единственное, что можно отметить в связи с рассматриваемым снимком, - это легко узнаваемое теми, кто видел фотографию семьи А.Н. и В.Н. Абрикосовых (она приведена ниже) лицо Абрикосова С.Н., близкого друга Б.В. Зворыкина.

Семья Алексея Николаевича и Веры Николаевны Абрикосовых.
Московская губерния, имение «Дубы» конец 1890-х (С.Н. Абрикосов сидит 5-м слева)

На снимке он сидит в третьем ряду самым крайним справа. И, забегая вперед, отметим, что о близкой дружбе С.Н. Абрикосова и Б.В. Зворыкина говорит то, что именно С.Н. Абрикосов был крестным отцом сына Б.В. Зворыкина Василия, о котором речь еще впереди. А в крестные отцы выбираются обычно самые близкие и надежные друзья. Но этот портрет, созданный Серовым В.А., относится к 1903 году. Ближе к рассматриваемому времени портрет того же Юсупова Ф.Ф. работы художника Н.Н. Беккера, время создания которого - 1914 год.

Князь Юсупов Ф.Ф.,
худ. Беккер Н.Н., 1914 г.

Увеличенный фрагмент фотографии с Б.В. Зворыкиным (второй слева в первом ряду)

И хотя качество изображения на фрагменте фотографии оставляет желать лучшего, можно сказать, что внешность Б.В. Зворыкина вызывает невольное уважение с первого же взгляда. Во всяком случае, она вполне соответствует характеристике этой личности, данной его современником - уже упомянутым ранее Н.П. Пахомовым. Николай Павлович, в частности, говоря о нем, как о судье гончих на выставке охотничьих собак писал так: «Судил гончих художник Б.В. Зворыкин, имевший прекрасный глаз и отличавшийся исключительным беспристрастием». Об исключительном беспристрастии тут все ясно, а вот что такое «иметь глаз» - наверно требует пояснения. Тот же Н.П. Пахомов, касаясь этого, писал: «Для судейства на выставке мало самому вести гончих - надо иметь прирожденный «глаз», который бы безошибочно определял, сравнивая породность и типичность выведенных на ринг гончих, какая из них является лучшей». Надо заметить, что это как раз то качество, которым должен обладать не только и не столько судья гончих собак, но и «прирожденный» истинный художник, которым и был Б.В. Зворыкин.
Аванцо был почетным членом Московского общества охоты, в которое вступил еще в 1877 году, избирался на должность его директора (в 1880 году), казначея общества и в течение 12 лет (до 1899 года) занимал должность товарища председателя правления общества. И именно Аванцо И.О. склонил Б.В. Зворыкина к тому, чтобы он не занимался созданием каких-то монументальных большеформатных живописных полотен, а обратился бы к малым художественным формам - изобразительным открыткам, книжным иллюстрациям, юбилейным красочным альбомам, календарям, приглашениям и всему такому прочему. Думается, что Б.В. Зворыкин не возражал против этого, поскольку это соответствовало ранее отмеченному основному жизненному принципу в семье его отца: обеспечивало стабильный доход от выполняемых работ, в силу постоянства заказов на такого рода работы.
Во всех биографических работах о Зворыкине Б.В. отмечается, что «с 1898 года Борис Зворыкин иллюстрировал и оформлял книги для лучших российских издательств - И.Н. Кнебеля, А.И. Мамонтова, И.Д. Сытина в Москве, А.А. Левенсона и А.Ф. Маркса - в Петербурге». Однако подтверждений тому по периоду с 1898 года до 1902 года нигде не обнаруживается. Единственное, что удалось обнаружить так это то, что в аукционном каталоге по продаже антикварных изданий в сведениях, помещенных под рубрикой «Московские театры. Афиши, печатанные товариществом скороп. А.А. Левенсона» под номером 2 указывается: «ЗВОРЫКИН Б. «Новый театр В Четверг, 21 февраля. Спектакль в память Н.В. Гоголя Женитьба». М., 1902. Фототипия. 45,1х28,8». Так что 1902 год можно считать той документально подтверждаемой «веховой» датой, с которой началась работа Б.В. Зворыкина с различными издательствами. А уже в следующем, 1903 году было опубликовано сразу несколько его работ. Прежде всего, это серия открыток по мотивам сказок Афанасьева и сказок Пушкина. В том же 1903 году по заказу торгового дома Аванцо скоропечатней (типографией) А.А. Левенсона выпускается оформленное Б.В. Зворыкиным подарочное издание книги «Сказка о Золотом Петушке» А.С. Пушкина. Как выглядит обложка этого издания показано ниже:

Число страниц в книге составляет 12. На форзаце книги (т.е. на том двойном листе, который соединяет книжный блок с внутренней частью крышки переплета) размещена печать (фирменный знак) "Б. Аванцо. Москва". Издание в 1903 году книги «Сказка о Золотом Петушке» с иллюстрациями Б.В. Зворыкина - это первый для него опыт в книжном иллюстрировании. Типография «Товарищества скоропечатни А.А. Левенсона», в которой была отпечатана эта книга, была известна в России высоким качеством печати. Само товарищество имело статус Поставщика Двора Его Императорского Величества, специализировалось на издании богато иллюстрированных книг, приглашений и программ юбилейных торжеств, меню высочайших обедов. Товарищество имело договор с конторой императорских театров на печатание театральных афиш и программ. В дальнейшем Б.В. Зворыкин будет принимать участие, как автор - оформитель во всех видах таких работ. В 1904 году издательством Б. Аванцо была выпущена книга «Сказка про Марью Моревну», иллюстрированная Б.В. Зворыкиным. Сама же сказка про Марью Моревну своими истоками восходит к древним новгородским сказаниям. Героиня сказки, королевна Марья Моревна совершает ряд подвигов и даже берет в плен Кощея Бессмертного. В том же 1904 году выходит отпечатанная товариществом «Типо-литография А.И. Мамонтова» сказка Бриллиантова А.Г. «Комар и ласточка» с рисунками Б.В. Зворыкина».

А вот выдержка из моей публикации [1],( датированной 12.05.2013 г.) размещенной на моем авторском сайте:

«Непосредственно же «путевку в жизнь» Зворыкину Б.В., как книжному оформителю и художнику так называемых малых форм, дал И.О. Аванцо. И сопричастно к этому Московское общество охоты.

Иван Осипович Аванцо - личность, весьма примечательная. Итальянский предприниматель, он развивал в России свое дело по продаже картин художников и графиков, по изданию их работ, а также по продаже принадлежностей для рисования. Магазины Аванцо стали культовым местом для начинающих живописцев - только там можно было купить и качественные краски и все прочие принадлежности для художника. О качестве продаваемого в магазинах Аванцо свидетельствует то, что он имел высший коммерческий статус для того времени - Поставщик Двора Его Императорского Величества. Многие известные художники продавали свои картины через магазины Аванцо, либо писали их по его заказам. Торговый дом Аванцо организовывал издание прекрасных печатных художественных альбомов, иллюстрированных книг, первых изобразительных открыток к Императорскому двору. Планка по уровню качества печати всего этого была очень высокой, поскольку первыми образцами служили привезенные из Франции и Италии , где печатное дело было более развитое. Оригиналами служили специально заказываемые, тщательно исполненные акварели. Печатание производилось по большей части за границей.

Как издатель, Аванцо (его Торговый дом) приобретал авторское право (обычно исключительное, но не всегда) у автора (художника) на издание его произведения и организовывал его воспроизведение и распространение.

Аванцо активно поддерживал художников; он, например, являлся меценатом таких известных наших живописцев как Суриков, Шишкин и других, не менее знаменитых. Но особое покровительство, особое участие он принял в художественной судьбе своего собрата по охоте, члена Московского общества охоты и его активного участника Б.В. Зворыкина.

Надо сказать, что охота была особой страстью Аванцо, как и охотничьи собаки. Сохранилась фотография Аванцо, заснятого на охоте (Рис. 43).

Рис.43. Охотники на глухарином току. Крайний слева И.О. Аванцо. 1890-е годы.

Рис.18 Юбилейный банкет Московского общества охоты в 1912 году

Рис.19 Страница журнала «Искры» № 47 от 7 декабря 1912 года

Можно полагать, что Б.В. Зворыкин, бывший в то время директором Правления этого общества, по своему статусу должен занимать на этой фотографии место в центре на переднем плане. Скорее всего, так и есть. Но в центре-то, за столом сидят сразу два человека - один напротив другого; и кто из них Зворыкин - не указывается. Остается только гадать, но скорее всего - тот, что справа.

Попробуем разобраться, кто же сфотографирован на переднем плане. В этом нам очень поможет статья присутствовавшего на юбилейных торжествах известного охотоведа, кинолога (специалиста по гончим), искусствоведа и литературного критика Н.П. Пахомова. Статья называется «Вой материка. История» [37]. Вот отдельные выдержки из этой статьи.

«Это было в 1912 году. В тот год старейшее Московское общество охоты справляло свой пятидесятилетний юбилей. Юбилейной программой предусматривался целый ряд торжественных мероприятий...

По окончании всех этих мероприятий должен был состояться в Русском охотничьем клубе подписной товарищеский ужин.

Ко всем этим затеям были изданы юбилейные роскошные программы и пригласительные билеты вплоть до меню юбилейного ужина...

Сначала состоялась торжественная часть вечера ... затем гости были приглашены в огромный зал, в котором был сервирован ужин. Столы были составлены покоем, в виде буквы «П», верхнюю часть которой занимали директора общества во главе со своим председателем - князем Ф.Ф. Юсуповым, графом Сумароковым - Эльстон.

Князь, владелец сказочных богатств, ...представлял собою фигуру ординарного человека, неумного, скорее даже тупого. Таким он и изображен на известном портрете выдающегося русского художника В.А. Серова, умевшего безжалостно раскрыть внутреннее содержание своих моделей...

Хотя из истории мне хорошо известно, что местничество было отменено еще при царе Алексее Михайловиче, однако традиция относиться к людям, учитывая их чины, ордена и богатство, дожила до самой Великой Октябрьской социалистической революции, и посему мне досталось одно из последних мест, в конце стола, оканчивающего собою одну из ножек буквы «П».

На кувертах были разложены карточки с надписанными фамилиями участников, и таким образом охотничье начальство, в лице правления, позаботилось, чтобы «Табель о рангах» был соблюден во всей своей неприкосновенности».

Воспользовавшись наводкой Н.П. Пахомова, разберемся, кто же из «охотничьего начальства» сидят на переднем плане на верхней фотографии.

Узнаваемой фигурой здесь является князь Юсупов Ф.Ф., граф Сумароков- Эльстон. Его портрет, о котором упоминает Н.П. Пахомов, приведен на Рис. 20.

Рис.20 Князь Юсупов Ф.Ф.,
худ. Серов В.А., 1903 г.

Но этот портрет, созданный Серовым В.А., относится к 1903 году. Ближе к рассматриваемому времени портрет того же Юсупова Ф.Ф. работы художника Н.Н.Беккера (Рис.21), время создания которого - 1914 год.

Рис.21 Князь Юсупов Ф.Ф.,
худ. Беккер Н.Н., 1914 г.

Ясно, что председатель правления охотничьего общества, князь Юсупов Ф.Ф., как номинально фигура номер один в охотничьем начальстве общества, должен находиться среди сфотографированных на переднем плане в центре. Он там (ну, или почти там) и находится. Рядом же с ним, и тоже в центре (тут уж прямо в центре), должен находиться реальный «охотничий начальник», директор правления общества охоты. Им же был Б.В.Зворыкин. Значит в первом ряду в центре, по левую руку от Юсупова, сидит именно Зворыкин Б.В., а справа от него - его заместители, или, как они назывались тогда, - товарищи директора общества. Но сейчас они нас не интересуют, как и остальные из запечатленных на снимке участников торжественного заседания общества охоты. Единственное, что можно отметить в связи с рассматриваемым снимком, - это легко узнаваемое теми, кто видел фотографию семьи А.Н. и В.Н. Абрикосовых [38] (она приведена на Рис. 22) лицо Абрикосова С.Н., близкого друга Б.В.Зворыкина.

Рис. 22 Семья Алексея Николаевича и Веры Николаевны Абрикосовых. Московская губерния, имение «Дубы» конец 1890-х (С.Н. Абрикосов сидит 5-м слева)

На снимке он сидит в третьем ряду самым крайним справа.

И, забегая вперед, отметим, что о близкой дружбе С.Н. Абрикосова и Б.В. Зворыкина говорит то, что именно С.Н. Абрикосов был крестным отцом сына Б.В. Зворыкина Василия, о котором речь еще впереди. А в крестные отцы выбираются обычно самые близкие и надежные друзья.

Теперь же о самом внешнем облике Б.В. Зворыкина, который мы видим на фотографии торжественного заседания общества охоты. (Чтобы более четче представлять внешность Б.В. Зворыкина, на Рис.23 представлен увеличенный фрагмент данной фотографии).

Рис. 23 Увеличенный фрагмент фотографии с Б.В. Зворыкиным (второй слева в первом ряду).

И хотя качество изображения на фрагменте фотографии оставляет желать лучшего, можно сказать, что внешность Б.В. Зворыкина вызывает невольное уважение с первого же взгляда.

Во всяком случае, она вполне соответствует характеристике этой личности, данной его современником - уже упомянутым ранее Н.П. Пахомовым. Николай Павлович, в частности, говоря о нем, как о судье гончих на выставке охотничьих собак писал так [39]: «Судил гончих художник Б.В. Зворыкин, имевший прекрасный глаз и отличавшийся исключительным беспристрастием».

Об исключительном беспристрастии тут все ясно, а вот что такое «иметь глаз» - наверно требует пояснения. Тот же Н.П. Пахомов, касаясь этого, писал [40]: «Для судейства на выставке мало самому вести гончих - надо иметь прирожденный «глаз», который бы безошибочно определял, сравнивая породность и типичность выведенных на ринг гончих, какая из них является лучшей». Надо заметить, что это как раз то качество, которым должен обладать не только и не столько судья гончих собак, но и «прирожденный» истинный художник, которым и был Б.В. Зворыкин.

Аванцо был почетным членом Московского общества охоты, в которое вступил еще в 1877году, избирался на должность его директора (в1880 г.), казначея общества и в течение 12 лет (до 1899 года) занимал должность товарища председателя правления общества.

И именно Аванцо И.О. склонил Б.В. Зворыкина к тому, чтобы он не занимался созданием каких-то монументальных большеформатных живописных полотен, а обратился бы к малым художественным формам - изобразительным открыткам, книжным иллюстрациям, юбилейным красочным альбомам, календарям, приглашениям и всему такому прочему. Думается, что Б.В. Зворыкин не возражал против этого, поскольку это соответствовало ранее отмеченному основному жизненному принципу в семье его отца: обеспечивало стабильный доход от выполняемых работ, в силу постоянства заказов на такого рода работы.

Во всех биографических работах о Зворыкине Б.В. (см., например, [50, 1 и др.]) отмечается, что «с 1898 года Борис Зворыкин иллюстрировал и оформлял книги для лучших российских издательств - И.Н. Кнебеля, А.И. Мамонтова, И.Д. Сытина в Москве, А.А. Левенсона и А.Ф. Маркса - в Петербурге». Однако подтверждений тому по периоду с 1898 года до 1902 года нигде не обнаруживается.

Единственное, что удалось обнаружить так это то, что в аукционном каталоге по продаже антикварных изданий [51] в сведениях, помещенных под рубрикой «Московские театры. Афиши, печатанные товариществом скороп. А.А. Левенсона» под номером 2 указывается: «ЗВОРЫКИН Б. «Новый театр В Четверг, 21 февраля. Спектакль в память Н.В. Гоголя Женитьба». М., 1902.Фототипия. 45,1х28,8».

Так что 1902 год можно считать той документально подтверждаемой «веховой» датой, с которой началась работа Б.В. Зворыкина с различными издательствами.

А уже в следующем, 1903 году было опубликовано сразу несколько его работ. Прежде всего, это серия открыток по мотивам сказок Афанасьева и сказок Пушкина (Рис.44-62).

В том же 1903 году по заказу торгового дома Аванцо скоропечатней (типографией) А.А. Левенсона выпускается оформленное Б.В. Зворыкиным подарочное издание книги «Сказка о Золотом Петушке» А.С. Пушкина. Как выглядит обложка этого издания показано на Рис.71.

Рис. 71 Сказка о Золотом Петушке

Число страниц в книге составляет 12. На форзаце книги (т.е. на том двойном листе, который соединяет книжный блок с внутренней частью крышки переплета) размещена печать (фирменный знак) "Б.Аванцо. Москва".

Издание в 1903 году книги «Сказка о Золотом Петушке» с иллюстрациями Б.В. Зворыкина - это первый для него опыт в книжном иллюстрировании.

Типография «Товарищества скоропечатни А.А. Левенсона», в которой была отпечатана эта книга, была известна в России высоким качеством печати. Само товарищество имело статус Поставщика Двора Его Императорского Величества, специализировалось на издании богато иллюстрированных книг, приглашений и программ юбилейных торжеств, меню высочайших обедов. Товарищество имело договор с конторой императорских театров на печатание театральных афиш и программ.

В дальнейшем Б.В. Зворыкин будет принимать участие, как автор - оформитель во всех видах таких работ.

В 1904 году издательством Б. Аванцо была выпущена книга «Сказка про Марью Моревну», иллюстрированная Б.В. Зворыкиным. Копия обложки оригинала книги (т.е. издательской обложки, размер которой составлял 33х26 см.) представлена на Рис.72.

Рис.72 Копия оригинала
обложки книги «Сказка
про Марью Моревну»

Сама же сказка про Марью Моревну своими истоками восходит к древним новгородским сказаниям. Героиня сказки, королевна Марья Моревна совершает ряд подвигов и даже берет в плен Кощея Бессмертного.

В том же 1904 году выходит отпечатанная товариществом «Типо-литография А.И. Мамонтова» сказка Бриллиантова А.Г. «Комар и ласточка» с рисунками Б.В. Зворыкина».

(Примечание: помещенная в тексте публикации [7] без каких-либо поясняющих подписей нижеприводимая фотография

не имеет никакого отношения к Б.В. Зворыкину. Это заимствованная Галереей RARUSS (опять таки без каких –либо пояснений и ссылок), как уже отмечалось, заставка к моему авторскому сайту zvorykins.ru), представляющая фотографию Владимира Козьмича Зворыкина).

Сопоставьте эти вышеприведенные выдержки из публикаций двух разных авторов и попытайтесь найти различия. Их не обнаружится.

Оцените также объем чужого (т.е. моего) материала беспардонно заимствованного Галереей RARUSS в своей публикации. По своему объему это даже не кусок, а целый «кусище» текстового материала. То есть, если раньше (в публикации [6]) Галерея RARUSS воровала по мелочам, занимаясь мелким «щипачеством», то теперь она решила красть по- крупному. Иначе это расценить нельзя.

И плохо ещё то, что куски текста уворованные из моей публикации Галереей RARUSS начинают появляться и в других публикациях, уже со ссылкой на публикацию [7] Галереии RARUSS. Так, в публикации [8] использован довольно приличный объем текста, касающийся И.О. Аванцо, из моей публикации [1], но со ссылкой на публикацию [7] Галереии RARUSS в качестве источника информации. Так что в данном случае никаких претензий с моей стороны к автору публикации [8] быть не может –им сделано всё законно. Использование в публикации [8] моего авторского текста не является плагиатом, а вполне законным цитированием источника [7], в котором этот текст приведен. Но в публикации то [7] этот текст украден из моей публикации [1]. Выходит, что украденное у меня Галереей RARUSS дальше может распространяться вполне законно.

Вот что сотворила Галерея RARUSS. И никакой управы на неё не найти. Может быть эта моя публикация хоть как-то ударит по реноме этой респектабельной компании, и её клиенты будут знать, что компания Галерея RARUSS не чиста на руку.

Ну а мне же остается лишь утешиться сентенцией Сергея Есенина в стихотворении «Письмо деду», где он метко подметил: «Плохую лошадь вор не уведет».

Это так. Значит и моя публикация не так уж плоха, если из неё воруют и причем по крупному.

Возвращаясь после этого затянувшегося, но непреднамеренного и понятно чем вызванного отступления к тому, о чем я было начал писать ранее, а именно о том, что интерес к творчеству Б.В. Зворыкина, к нему самому не иссякает, следует отметить, что в интернете в последнее время появилось много новых материалов и документов, связанных с Б.В. Зворыкиным. Тут и копии его малоизвестных рисунков, книжных иллюстраций, других различных художественных произведений, тут также и касающиеся его различные документы и т. д..

Так на сайте foto-history.livejournal.com›4738861.htm под заголовком «Зворыкин Борис Васильевич» [9] размещены копии (причем очень качественные) его открыток из серии «Русь, зло побеждающая». Я уже писал в публикации [1] об открытках этой серии и копии всех открыток приведены в ней. Но надо сказать, что качество помещенной в публикации [9]копии последней из этой серии открытки, носящей название «С нами Бог! Чем Русь Сильна» (Илл.4), существенно лучше приведенной в моей публикации [1].

Илл.4 Открытка «Снами Бог! Чуем Русь сильна.

В упомянутой ранее публикации [3] размещена копия (тоже очень хорошего качества) членского билета Б.В. Зворыкина (Илл.5), выданного ему как члену Московского общества охоты. (Надо заметить , что когда я готовил свою публикацию [1], то располагал копией показанного ниже членского билета Б.В. Зворыкина. Но имеющаяся у меня копия настолько плохого качества, что я не счел возможным поместить её в мою публикацию.)

Илл.5 Членский билет Московского общества охоты,
выданный Зворыкину Б.В.

Членский билет подписан Председателем общества охоты Князем Юсуповым Ф.Ф.. Б.В. Зворыкин же, как было отмечено ранее, занимал в то время пост Директора общества. Но он был также и художественным оформителем бланка данных членских билетов.

Продолжая обзор новых материалов о Б.В. Зворыкине , можно отметить публикацию в блоге Николая Подосокорского 18+ под заголовком «Иллюстрации Бориса Зворыкина к русским народным сказкам» [10]. В данной публикации приведены копии всех иллюстраций, созданных Зворыкиным Б. В. к книге сказок «Жар – птица».

В моей публикации [1] отведено значительное место этой книге и приведены копии иллюстраций из неё. Сама книга впервые была издана в Америке в 1978 году на английском языке. Её редактором и автором предисловия была Жаклин Онассис (Кеннеди). Иллюстрации в данной книге просто изумительные. но беда в том, что приводимые во многих источниках копии данных иллюстраций зачастую по своему качеству просто не могут передать всю прелесть, неповторимость их и уникальность таланта их создателя. Мало того , что краски в иллюстрациях Зворыкина яркие, сочные – они так сочетаются художником что сами по себе образуют какую-то сказочную красочную феерию. Чтобы отразить всё это, копии иллюстраций должны быть очень высокого качества. К сожалению, этого нельзя сказать о копиях иллюстраций, приведенных в публикации [9].

Действительно, сопоставьте, например, показанные ниже копии одних и тех же иллюстраций (Илл. 6 и 7) из книги сказок «Жар-птица», приведенных в моей публикации [1] и в публикации[10]. (Для сопоставления взяты только две иллюстрации из этой книги).

Надо учесть также, что у Б. В. Зворыкина иллюстрации помещены в обрамляющие их орнаментальные рамки с неповторяющимся для каждой рисунком орнамента. Сами по себе эти рамки тоже образцы уникального художественного творения . Ведь не случайно Б.В. Зворыкина называли лучшим художником – орнаменталистом XX века.

Копии же иллюстраций, приведенные в публикации [10], почему-то не имеют орнаментальных рамок, хотя они являются неотъемлемой частью иллюстраций.

     

а)                                                             б)

Илл. 6 Копии иллюстрации к сказке «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»:
а) из публикации [1]; б) из публикации [10].

Илл. 7 Копии иллюстрации к сказке «Крошечка - Хаврошечка»:
а) из публикации [1]; б) из публикации [10].

Неверно указана в публикации [10] и дата смерти Б.В. Зворыкина. Как установлено в последних исследованиях, и я об этом писал в своей публикации[1], скончался Б.В. Зворыкин 13 марта 1945 года. Но в большинстве даже недавних публикаций о нем датой его смерти неправильно указывают 1942 год.

Небезынтересны, кстати, комментарии (отзывы) на публикацию [10]. (Они приведены в том же названном блоге)

Так, maxim_korzhov пишет: «Красота! Не родственник "телевизионного" Зворыкина?»

На его вопрос можно ответить, что, прежде всего, снова поражаешься богатству выразительности русского языка. Вот назвал он "телевизионного" Зворыкина, и сразу понятно о ком идет речь. Зворыкиных великое множество, создатель же системы электронного телевидения или, как его ещё называют, «отец телевидения» Владимир Козьмич Зворыкин – один. Но примененные здесь и обычно употребляемые последние определения длинны и неудобны в языковом употреблении, а вот «телевизионный» Зворыкин – это коротко и ясно.

По существу же вопроса можно сказать следующее. В моей публикации [1], после проведения исследования родословной Б.В. Зворыкина, я писал, что не исключено то, что корни у купца Василия Васильевича Зворыкина, который был отцом Б.В. Зворыкина, - Муромские. Но это не исследовано до конца. Если будет установлено , что это действительно так, тогда можно считать художника Бориса Васильевича Зворыкина и «телевизионного» Зворыкина Владимира Козьмича родственниками, но не близкими, а довольно-таки дальними.

Далее в отзывах, selena2264 пишет: «Прекрасные иллюстрации, спасибо за статью.»

Затем sewerin69 правильно подмечает: «Теперь понятно, кто отчасти послужил образцом Кочергину для иллюстрации русских сказок».

Да, это так. Кочергин Николай Михайлович (1897-1974), известный русский художник, замечательный иллюстратор русских сказок (см. о нем, например, [11]) – прямой последователь своего более старшего (по возрасту) современника - художника Б.В. Зворыкина.

Вообще, все отзывы на публикацию [10] свидетельствуют о том, что Б.В. Зворыкин интересен нашим современникам, но большинство мало знакомо с его творчеством.

И я мечтаю о том, что будет создана такая книга, (может быть монография, а может что-то другое), где будет написано всё о нем, и там же будут показаны (в копиях, конечно) собранные все вместе все его художественные творения.

ИСТОЧНИКИ (ЛИТЕРАТУРА)

  1. Зворыкин Н.М. Сказочный художник Борис Васильевич Зворыкин//
    zvorykins.ru›publication/skazochnyj_xudozhnik_…
  2. Жар-птица Бориса Зворыкина//
    rodb-v.ru>Новости>Книга недели>…-ptitsa-borisa-zvorykina
  3. Из истории Московского общества охоты имени императора Александра II. - история в фотографиях//.foto-history.livejournal.com›4521210.html
  4. Феодоровский Государев Собор в Царском Селе. Вып. А (единственный): Пещерный храм во имя преподобного Серафима Саровского чудотворца.//
    raruss.ru›russe-moderne/2841-fedors-cathedral.html
  5. Летописный и Лицевой Изборник Дома Романовых. [В 2-х выпусках].//
    raruss.ru›treasure/682-izbornik.html
  6. Сказка о медведице. Текст А.С. Пушкина. Рис. Б. Зворыкина.//
    raruss.ru›russe-moderne/2786-zvorykin…bear.html
  7. Сказка про Марью Моревну. Рисунки Б.В. Зворыкина.
    raruss.ru›russe…2816-zvorykin-maria-morevna.html
  8. НЕГЛИНКА - Запутанная история - neglinka_msk//
    neglinka-msk.livejournal.com/317870.html
  9. Зворыкин Борис Васильевич - история в фотографиях//
    foto-history.livejournal.com›4738861.htm
  10. Иллюстрации Бориса Зворыкина к русским народным сказкам//
    philologist.livejournal.com›5637417.html
  11. Иллюстрации к русским народным сказкам. Николай Кочергин//
    kolovrat7520.ru/illyustracii-k-russkim-narodnym-skazkam-nikolaj- kochergin

Автор Н.М. Зворыкин , канд. техн. наук
20. 06. 2014 г.

Обратно к списку публикаций